Город
-
УЛИЦЫ
- Самая старая фотография
- Александровский проспект
- Базар
- Грозненская - Куйбышева
- Лебедевский пер - Вахтангова
- Мало-Рождественская - Войкого
- Михайловская - Карлa Маркса
- Евдокимовская - Горького
- Марьинская - Маркуса
- Лорис-Меликовская - Дворянская - Ленина
- Трек
- Крепость и Крепостная
- Ростовская
- Купеческая - Почтовая
- Московская - Кирова
- Надтеречная - Коцоева
- Ольгинская - Плиева
- Пер. Соляной
- Ростовская
- Стрелковая верх Церители
- Святополковская - Томаева
- Тифлисская - пр.Кост
- Краснорядская - Фельдмаршальская
- Осетинская горка
- Рождественская - Коста
- Базарная - Джанаева
- Вокзальный проспект - Маркова
- Воронцовская - Бутырина
- Зортова
- Слепцовская - Маяковского
- Вдоль Терека
Евдокимовская - Горького
ПРОЙДЕМ ПО ЕВДОКИМОВСКОЙ, СВЕРНЕМ НА МУЗЫКАЛЬНУЮ
Улицы города... Такие похожие и такие разные. Подобно рекам, одни извилисты и прячутся среди домов, как горный поток среди скал, другие - ровные, как спокойные воды Волги. Если бы улицы умели говорить... О, как много они смогли бы рассказать. Ведь они еще помнят о тех, кто когда-то, очень давно, бродил по этим мостовым. Но обыватель, спешащий по своим мирским делам, этого не замечает. И лишь человек, тонко чувствующий дух минувшей эпохи, идя по улице, легко может услышать веселый смех гимназисток, спешащих на занятия, гулкий шаг молодых кадетов, легкую поступь горца и топот коней лихих казаков. Каждая улица имеет свою неповторимую атмосферу, зависящую непосредственно от проживающих здесь людей. Приятно пройти по улицам, населенным людьми творческими, интеллигентными - как будто соприкасаешься с мыслями и чаяниями живших здесь когда-то замечательных личностей, на которых хочется быть похожими.
В нашем городе одной из таких улиц является улица М. Горького, в прошлом - Евдокимовская. Ныне мало кто ответит на вопрос, в честь кого она была названа. А когда-то имя генерала графа Н.И. Евдокимова было известно не только владикавказцам, его знал весь Кавказ. Из-за шрама на лице от пули горцы называли графа «трехглазым» и нередко пугали им своих детей. Кавказская война стала главным делом всей жизни Николая Ивановича. А начиналась его карьера, как и у тысячи его сверстников, вполне заурядно. Сын крестьянина Уфимской губернии, а по матери - казак станицы Наурской, шестнадцатилетним юношей поступил в 1820 году в Тенгинский пехотный полк. Впереди Николая Ивановича ждали 44 года бесконечных боев и труднейших походов против непокорных горцев. Благодаря личной отваге Евдокимов становится офицером и начинает быстро продвигаться в чинах. За долгую службу на долю Николая Ивановича выпала честь быть знакомым со многими участниками Кавказской войны, в том числе с М. Лермонтовым, с которым они вместе участвовали в экспедиции в Чечню 1840 года, воспетой поэтом в стихотворении «Валерик». Когда в сорок три года Евдокимов стал генерал-майором, за ним уже была репутация опытного и храброго полководца. С именем Николая Ивановича связаны все громкие победы над войсками Шамиля. Это он взял штурмом неприступный аул Ведено. А через полгода вместе с князем Барятинским пленил самого Шамиля, получив за это титул графа Российской Империи. Переведенный на Кубань, граф Евдокимов также блистательно завершил покорение Западного Кавказа, за что был награжден орденом Св. Георгия 2-й степени и стал генералом от инфантерии. Великолепная карьера была сделана не в кабинетах Зимнего Дворца и не на Гатчинском плацу, а в непроходимых ущельях, дремучих лесах и мрачных скалах при постоянном свисте горских пуль.
Но жителям Владикавказа Николай Иванович Евдокимов был известен не только как отличный и храбрый генерал. Будучи одно время начальником Владикавказского округа, он совершил поступок, за который ему до сих пор должно быть благодарно осетинское население города. В 1861 году при преобразовании крепости в город было решено переселить Осетинский аул на реку Камбилеевку, в 10 верстах от Владикавказа. Николай Иванович принял живое участие в судьбе осетин и добился оставления аула на месте. Под его же руководством была произведена перестройка и расширение Осетинской церкви.
К сожалению, эти добросердечные дела давно забыты вместе с именем самого генерала. Кто-то называет сегодня генерала графа Евдокимова царским палачом и завоевателем, но в Осетии он был всегда известен с лучшей стороны, и владикавказские осетины очень долго с благодарностью вспоминали о нем. Думаю, не мешало бы отметить заслуги бравого генерала хотя бы мемориальной доской на Осетинской церкви...
В первые годы Советской власти, когда переименовывалось все и вся, Евдокимовская улица была названа в честь наркома по военным и морским делам Л. Троцкого, а когда Лев Давидович вдруг оказался врагом народа, ее назвали в честь пролетарского писателя М. Горького. Пройдя по бывшей Евдокимовской, можно легко заметить, что здесь никогда не было купеческих лавок, глубоких погребов пивных и рюмочных. Здесь жили знатные горожане, конечно, не такие состоятельные, как на соседней Лорис-Меликовской (ныне Ленина), но все же известные всему городу. Как и сейчас, улица начиналась у Терека от кладок и стрелой пересекала весь город. Как известно, бани во Владикавказе располагались по берегам Терека, поэтому неудивительно, что Евдокимовская начиналась с бани Басиева, которую, как и соседнюю Андреевскую, любили посещать владикавказцы. Напротив бани, на углу Евдокимовской и Ильинской (ныне Гибизова), размещался судебный следователь Назрановского округа. А на другом углу проживал известный всему Владикавказу Г.А. Ткачев, историк, публицист и общественный деятель. Являясь членом городской управы, Георгий Александрович приложил немало сил для процветания города. Много своей неисчерпаемой энергии Ткачев отдал Терскому казачьему войску. Ему же принадлежит авторство конституции Терского войска 1917 года...
Хорошо смотрится расположенное далее здание «Аланиярегионгаз». Отрадно, что находятся люди, пытающиеся создать что-то особенное. Ведь мы часто восхищаемся архитектурой зданий, построенных в конце XIX-начале XX веков, но когда сами строим сегодня, получаются невзрачные, серые четырехугольные сооружения. А хочется, чтобы и через семьдесят лет наши потомки восхищались архитектурой 90-х годов XX века. Здание на углу проспекта и Евдокимовской наглядно подтверждает эту истину. Когда-то здесь находилось фотоателье братьев Рудневых. Старший Руднев известен тем, что сфотографировал аул Нар еще при жизни Коста Хетагурова. На фото хорошо виден дом, где родился поэт. Накануне русско-японской войны небольшой скромный домик Рудневых снесли и построили солидное здание Общества взаимного кредита. В последующие десятилетия этот дом переменил многих хозяев, но всегда являлся украшением проспекта. Ныне, после реставрации, здесь разместился супермаркет «Солнечный» и Республиканский Совет ветеранов. Несмотря на солидный возраст, добротно построенное здание прослужит еще лет сто, в отличие от Дома быта, который как будто специально построили, чтобы испортить вид проспекта.
На следующем углу пересечения проспекта и Евдокимовской находилась престижная гостиница «Париж», владельцем которой был Амир Алиев. Гостиница состояла из двух частей: правую построили в 80-х годах XIX века, а левую пристроили в начале прошлого века, отсюда их заметное различие. «Париж» повидал множество посетителей, среди которых было немало известных людей, в их числе герой Белого Движения ген. A.Г. Шкуро. Первый раз в мае 1918 года его приводили на допрос в расположенный здесь Совдеп, а во второй, в феврале 1919 года, Андрей Григорьевич уже сам занял гостиницу своим штабом.
Рядом с гостиницей, на месте нынешнего углового здания, находилось одноклассное училище Союза Русского Народа. Как ни странно, существовала в городе и такая организация, впрочем, заметных следов своей деятельности она не оставила. Идеи русских националистов и антисемитов не были тогда популярны в казачьей среде.
До сих пор красиво выглядит внушительное здание, в котором сейчас находится отделение связи № 40, но за долгие годы оно потускнело и пора бы уже придать ему первоначальный нарядный вид. Напротив почты был некогда завод газированных и фруктовых напитков «Вера», а далее в угловом доме заседал съезд мировых судей.
В отличие от соседних улиц на Евдокимовской почти не было магазинов. Лишь братья Владимир и Николай Зипаловы и Ниса Халил-Бекова здесь торговали, все остальные здания были жилые. На углу с улицей Святополковской (ныне Тамаева) в здании нынешней школы «Интеллект» проживали: полковник Алексей Лукьянчиков, подъесаул Степан Федотов и гласный городской думы, чиновник Петр Сидомонов. В следующих домах жили Семен Кикнадзе, Михаил Беликов, Афанасий Вакуленко, вдова майора Елизавета Цыклаурова, Даниил Шленговский. Большим домом владели наследники купца Абело Яралова.
Красивый, удобный, немного необычный дом построил себе областной архитектор Шмидт, в наши дни здесь музей театрального искусства имени Тхапсаева. Вот с кого нужно брать пример состоятельным бизнесменам - уж если строить, так нечто особенное и на радость потомкам.
Далее от Сергиевской (ныне Тамаева) до Бородинской находился польский квартал. Наш город был многонациональным, что и было наглядно видно. Писатели и поэты, посетившие Владикавказ, всегда отмечали смешение стилей, соединение запада и востока. Достаточно пройти по Евдокимовской, чтобы это увидеть. На месте 28-й школы возвышался некогда польский костел, а с другой стороны из-за деревьев на него смотрел купол синагоги. Здесь же - персидское консульство, часовая мастерская Дорошинского, кондитерская немца Риделя... Чередовались дома русских, осетин, поляков, ингушей, евреев, армян, грузин... Но это, увы, все в прошлом... Давно разрушен костел и в городе давно не проживают поляки. Только дом на углу Евдокимовской и Бородинской своим стилем да здание банка «Гамид», где ранее размещалось одноклассное римско-католическое училище, напоминают о своих прежних польских владельцах.
Хорошо сохранился на углу Евдокимовской и Большой Георгиевской (ныне Фрунзе) оригинальный особняк адвоката Б. Далгата. Несмотря на перестройку второго этажа и мансарды, он не потерял прелести своеобразия. Далгат был автором первой конституции Советского Дагестана, создал даргинский букварь. На еврейском кладбище до сих пор сохранилась могила безвременно ушедшей супруги адвоката Ольги Далгат, прожившей всего тридцать лет.
Напротив Далгата жил полковник Индрис Шанаев, известный всему Владикавказу не только своими подвигами во время русско-турецкой войны, а тем еще, что увел у Начальника Терской области ген. А. Свистунова жену - Капитолину Петровну. Почти сорок лет прожили они в этом доме, генерал так и не дал развода, поэтому дети Капитолины и Индриса носили фамилию Свистуновых. Сейчас от дома Шанаева, к сожалению, осталась только правая половина.
Небольшая улица Неведомского ранее именовалась Музыкальным переулком, видимо, оттого, что напротив располагалось помещение Войскового оркестра и хора. Оркестр Терского войска был когда-то весьма популярен не только в Терской области, но и на всем Кавказе. В его создании и работе принимал деятельное участие всемирно известный дирижер, терский казак В. Сафонов.
В наши дни никто не поверит, что рядом со зданием оркестра и хора в небольшой балке протекала некогда речка Черная, по-осетински «Шау-дон», отсюда и название этого района «Шалдон». На Евдокимовской через речку был даже построен мостик.
argaiv1699
По мере удаления от центра дома все скромнее и скромнее. Здесь можно отметить лишь здание Войсковой учительской семинарии (мужской), открытой в 1914 году. Директором ее был В. Абрамов, в 1919 году ставший председателем Войскового Терского казачьего войска. Только три выпуска учителей состоялось до революции, затем, сменив нескольких владельцев, здесь разместился медицинский институт, недавно преобразованный в медицинскую академию.
Вот и закончилась Евдокимовская, далее начинались сады. Всего одна улица, а как много она смогла поведать нам о прошлом Владикавказа. А сколько занимательного и полезного можно узнать, походив по другим, не менее интересным улицам города. Возвращаясь к уже сказанному, можно еще раз посоветовать нынешним строителям чаще обращаться к опыту предшественников. Как известно, все новое - это хорошо забытое старое. И как хочется, чтобы наш город, как прежде, восхищал приезжих свойственным только ему колоритом и своеобразием.






