Город
Посещения
НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ
Крепость Владикавказ была основана в царствование Императрицы Екатерины Великой, но ни она, ни Павел I, ни Александр I Северный Кавказ не посещали. И лишь в 1837 году величественный, суровый, но справедливый Николай I отправляется на мятежный Кавказ. После Высочайшего смотра в Тифлисе, где он посещал гарнизоны, проводил инспекции по военной и административной части, Государь по Военно-Грузинской дороге едет во Владикавказ. Там, между прочим, он вполне мог встретиться с Имамом Шамилем, и кто знает, не закончилась ли бы тогда Кавказская война почти на 30 лет раньше? Ведь генерал Клюкке фон Клугенау встречался в горах с Шамилем и уговаривал его увидеться с Императором лично, попытаться найти компромиссное решение сообща, мудростью двух великих вождей, русского и горского. Шамиль отказался, опасаясь, возможно, ярости ультрарадикалов из своего окружения. Они никогда бы не допустили подобной встречи, тем более что уже при этом свидании лишь веское слово Шамиля избавило русского генерала от гибели. Это историческое событие изображено на малоизвестной картине кн. Г. Гагарина «Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем» (1849г.).
Ожидая прибытие Николая Павловича во Владикавказ съехалось много начальствующих лиц, крепость несколько дней жила оживленной жизнью. Все разговоры - о скором прибытии Государя, множество слухов, сходящихся в одном: Закавказьем Император остался недоволен, немало было им произведено там удаления и перемещений по службе. Кое с кого царь лично сорвал эполеты (мздоимства, трусости, преступной бездеятельности Николай I не терпел).
Кто давно не был во Владикавказе, тот не узнавал его, так он изменился за последние годы. Теперь крепость напоминала уже внешним видом маленький провинциальный городок. Лучшей улицей считалась Дворянская (ныне улица Ленина); небольшие турлучные домики, крытые соломой и лубком, стояли в таком положении, как будто им скомандовали «вольно», они выходили и лицом, и спиной, и боком на улицу; одни из них выглядывали из-за плетня, другие из-за частокола, третьи из-за дощатого забора. Редко можно было встретить даже плохую лавчонку, торговые сделки ограничивались базаром, который расположен был на площади, где стоит теперь городской театр.
И вот, наконец, Государь прибыл. К всеобщей радости был он в наилучшем расположении духа. Царь остановился в доме коменданта крепости. Октябрь во Владикавказе обычно солнечный и теплый, и в этот раз погода стояла прекрасная. Государь с бруствера цитадели долго любовался величественной панорамой гор Большого Кавказского хребта, сверкающих своими снежными вершинами, и выше всех - гордый Казбек, воспетый Пушкиным. На городской площади Николай Павлович принял парад гарнизонных войск. Перед его взором прошли части боевых полков и батальонов: егеря, пехота, казаки, кавалерия, артиллерия, Навагинский, Тенгинский, Нижегородский... Эти прославленные полки еще не раз будут звучать в победных реляциях. Обходя строй, Государь расспрашивал нижних чинов об их участии в боевых действиях, за какие отличия получили награды. Беседуя с офицерами, Николай Павлович интересовался положением дел на Кавказе, настроением боевых частей. С большим вниманием он выслушал рассказы бывших пленных и заложников об обстановке в стане Шамиля.
Убедившись, что боевой дух войск высок и руководят ими отважные, опытные офицеры, Император остался весьма доволен.
Одну «неприятность» подготовили-таки для Императора горские князья и старшины. На обширном поле у Терека (где ныне Русский и Музыкальный театры) они преподнесли Николаю Павловичу подарок - великолепного кабардинского жеребца, еще необъезженного. И попросили лукавые горцы «Великого Падишаха» проехаться на жеребце и оценить, каков подарок. «Ну, что ж, поглядим сейчас, какой ты есть, великий Белый Царь!» - говорили их веселые, хитрые взгляды.
Царь, которому шел 41-й год и который был, к слову, физически силен и неподдельно храбр, решительно направился к коню, едва сдерживаемому за уздцы двумя дюжими джигитами. Одернув полы черкески, Государь - неожиданно очень легко - вскочил в седло. Конь, не ведавший до сих пор над собой всадника, зло напружинился, присел и взметнулся на дыбы. Потом понесся по кругу, шарахаясь из стороны в сторону, и вдруг резко остановился на бешеном скаку, пытаясь сбросить седока. Но Государь не только удержался в седле, но еще крепче натянул поводья. Вскоре движения коня стали ровнее и все увидели, что жеребец уже слушается своего царственного всадника. Император медленно подъехал к холму, на котором восседали почетные гости из горских князей и старшин, и, ловко спрыгнув с седла, кинул поводья подбежавшим джигитам.
Тогда, видимо, окончательно поднялось настроение у Николая Павловича. И вправду, показать себя лихим наездником куда приятней, чем в гневе срывать эполеты с нерадивых вельмож. И Кавказ показался Монарху спокойным и замиренным, хотя до конца Кавказской войны было еще далеко. «Край везде спокоен. Все ездят без конвоя, даже по самой границе и до Владикавказа», - писал Государь.
На следующий день, отстояв службу в Спасо-Преображенском соборе, при громких криках «ура» и салюте из крепостных орудий Император отбыл в Екатериноград. Высокого гостя сопровождали верхами все начальствующие лица. Николай Павлович, хорошо отдохнув в гостеприимной крепости, остался очень доволен и искренней, радостной встречей, оказанной ему во Владикавказе, и подарком горцев.
АЛЕКСАНДР II ОСВОБОДИТЕЛЬ
Государь Император Александр II Освободитель, в сопровождении двух сыновей: Наследника Цесаревича Александра Александровича (в будущем - Императора Александра III) и Великого Князя Владимира Александровича, посетил Кавказ в 1871 году. Уже были замирены Дагестан, Чечня, Черкесия. Кавказская война в целом закончилась, хотя отдельные локальные очаги горского недовольства еще оставались.
Высокие гости побывали в целом ряде поселений, в тех районах, где еще совсем недавно разгорались ожесточенные схватки между русскими войсками и горцами. 5 сентября (здесь и далее все даты даются по ст. стилю) Монарх посещает Петровск (ныне - Махачкала), 8-го - Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), 11-го - последний оплот Шамиля - аул Гуниб, 18-го - Владикавказ, ставший уже городом и центром Терской области. После Владикавказа счастья лицезреть Государя удостоились Тифлис, Боржом, Кутаис и Поти.
К прибытию Императора, как к событию неординарному, в Терской области готовились долго и тщательно. На границе области Монарха и сопровождающих его лиц встречали командующий войсками Терской области генерал-адъютант граф М. Т. Лорис-Меликов, начальник штаба полковник Золотарев и другие местные начальствующие лица. Среди встречавших были по два представителя от пяти наиболее многочисленных народов, населяющих область - казаков, осетин, кабардинцев, чеченцев и кумыков.
Во всех населенных пунктах области - казачьих станицах, горских аулах, русских слободах - народ выходил навстречу Царю-освободителю с хлебом-солью. Местные жители приветствовали Его Величество народными песнями и танцами. При въезде Императора в города, станицы, укрепления звонили колокола, а воинские начальники, плац-майоры, полицмейстеры и коменданты встречали Государя рапортами на границах своих участков. В форме терского войска Император приветствовал встречающих, расспрашивал их о том, как живут, чем занимаются, в чем нуждаются.
На следующий день, 19 сентября 1871 года, прибывший в столицу Терской области Император произвел смотр частей войск, собранных под Владикавказом. Четким парадным маршем с криками «ура» перед Государем прошли части 77-го Тенгинского и 78-го Навагинского пехотных и Северского драгунского полков, а также полки Терского казачьего войска. Вечером состоялось народное гулянье в городском саду. Улицы ночного Владикавказа были украшены иллюминацией и фейерверком. А во Дворце Начальника Терской области был устроен торжественный ужин, на который были приглашены начальствующие лица области и почетные представители горских народов. Ужин затянулся далеко за полночь. Прозвучало много добрых слов и пожеланий в адрес Государя, его семьи и всех присутствующих лиц. В ходе застолья казаки, осетины, кабардинцы, чеченцы и кумыки исполняли свои народные песни и танцы, дарили Императору и Наследнику подарки.
20-го Государь выехал в Тифлис. От Владикавказа до Балты его сопровождали кабардинские князья и уздени, конвойная команда, а оттуда - до Ларса и до Казбеги - представители осетинской знати и всадники Терской постоянной милиции.
Во время поездки Императора по Терской области ему подавались прошения от разных сословий, в том числе от простых казаков и горцев. Позже была создана специальная комиссия для их разбора. На каждое прошение давался обстоятельный ответ, а бюрократам-чиновникам, не разобравшимся своевременно с жалобами до приезда Царя, Его Величеством было выражено порицание.
Можно с уверенностью сказать, что знакомством с Терской областью и Владикавказом Император Александр II остался доволен - об этом свидетельствуют и исторические документы. В память о высочайшем визите Нестеровский бульвар был переименован в Александровский проспект (ныне проспект Мира). Также в городе появились улица Александровская и Александровский переулок. А на месте нынешнего Дома Правительства, где находился сквер, была построена уютная беседка, которая называлась «Царская беседка».
АЛЕКСАНДР III МИРОТВОРЕЦ
В 1888 году Император Александр III вторично посетил Кавказ. В этом путешествии с ним находились: его супруга Императрица Мария Федоровна и сыновья - Наследник - цесаревич Николай Александрович (будущий Император Николай II) и великий князь Георгий Александрович. 17 сентября царский поезд прибыл в Ростов-на-Дону и оттуда через Минеральные Воды и Прохладную проследовал во Владикавказ.
На следующий день около 5 часов пополудни на разукрашенном флагами и зеленью владикавказском вокзале Их Величества встречали помощник Главноначальствующего на Кавказе генерал-адьютант С. Шереметев, начальник Терской области и наказной атаман Терского казачьего войска генерал-лейтенант А. Смекалов, военное начальство, городской голова с главными Городской Думы, почетные горожане, просто жители города. Государь Император и Наследник вышли из вагона, одетые в форму Терской сотни Конвоя Его Величества и приняли хлеб-соль от городского головы Владикавказа П. Лилиева. С вокзала Александр III со свитой проследовал в Спасо-Преображенский собор, ставший тремя годами ранее кафедральным. В храме были собраны лучшие учащиеся со всех учебных заведений города. Службу вел епископ Владикавказский Преосвященный владыка Иосиф (в миру - Иван Чепиговский, кубанский казак, потомок знаменитого Захария Чепиги, приведшего черноморцев на Кубань) с сонмом духовенства.
После богослужения Царь отправился в дом начальника области. По улицам всю дорогу Государя встречали толпы народа - горожане и приезжие - с восторженными приветствиями. На площади перед домом Их Величества встречали представители всех народов и всех казачьих станиц Терской области, а также георгиевские кавалеры. Вечером состоялся торжественный обед, на котором подавали, среди прочего, горские национальные блюда и напитки, например, осетинское бархатное черное пиво. Во время обеда играл войсковой оркестр. Город был украшен иллюминацией, повсюду развевались флаги. 19 сентября, в понедельник, который был объявлен праздничным днем, в Высочайшем присутствии недалеко от военного лагеря на окраине города состоялся смотр войск. Парадом командовал командующий 2-м Кавказским армейским корпусом генерал-лейтенант Н. Цеге фон Мантейфель. Четким строем перед Императором прошли части 76-го пехотного Навагинского, 77-го пехотного Тенгинского, Северского драгунского полков и сотни от полков Терского казачьего войска.
После парада, которым Государь остался чрезвычайно доволен, состоялся завтрак, перед которым Императору были представлены герои-ветераны из нижних чинов Кавказской армии, и среди них 83-летний старик Волошин в форме Нижегородских драгун 1833 года, раненые и инвалиды Кавказской войны, например, Озеров с отрубленными пальцами и 24 ранами по всему телу. И для каждого у Государя нашлось теплое слово приветствия и искренней благодарности за их подвиги и ратный труд.
Вслед за этим Высокие гости посетили Тенгинскую церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла, где состоялся молебен, и военный госпиталь. В госпитале Александр Александрович и Мария Федоровна подолгу останавливались у коек с ранеными и больными, расспрашивали об их жизни, кто они, из каких мест. Некоторым раненым Император вручил боевые кресты и медали, а Императрица дарила небольшие подарки. После ужина делегации от казачества, местных народов и сословий преподнесли Высочайшим особам подарки: лошадей, оружие, богатую сбрую, дорогие кавказские сувениры. Государь и его семья живо интересовались местными традициями, расспрашивали горцев, какие обычаи приняты в их среде.
На следующий день праздник и народные гулянья продолжались. В 11 вечера, после молебна, Император, бросив прощальный взгляд на полюбившийся ему Владикавказ, вошел в вагон. Императорский поезд отбыл в Екатеринодар и далее: Новороссийск, новый Афон, Батум, Тифлис, Баку, Кутаис... А владикавказцы надолго запомнили визит Царя-Миротворца - в память об этом событии на привокзальной площади была воздвигнута триумфальная арка (разрушена в первые годы Советской власти).
НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ
Государь Император Николай II, Царь-Мученик, побывал во Владикавказе в начале декабря 1914 года. Уже шла Первая мировая война, в октябре в войну на стороне Тройственного союза вступила Турция, что вызвало открытие Кавказского фронта боевых действий. И посещение Кавказа Государем состоялось накануне турецкого наступления. Поездка Императора на фронт - на виду у турецких пикетов - была чрезвычайно рискованной, но очень подняла моральный и боевой дух наших воинов, которым через несколько дней предстояло явить миру героическое, сверхчеловеческое напряжение сил. Ибо произошло известное сражение при Сарыкамыше, в ходе которого наступление неприятеля было остановлено благодаря железной воле, мужеству и героизму русских солдат и офицеров. Наши войска под командованием генерал-лейтенанта Н. Юденича перешли в контрнаступление и разбили несколько турецких корпусов и дивизий.
Маршрут кавказской поездки Государя был таков: Екатеринодар - Дербент - Тифлис - Карс - Сарыкамыш - вновь Карс - вновь Дербент - Владикавказ - Ростов-на-Дону. Императора сопровождали обер-гофмаршал генерал-адъютант граф Бенкендорф, флаг-капитан Его Императорского Величества генерал-адъютант Нилов, командир Императорского Конвоя свиты генерал-майор граф Граббе, флигель-адъютант Дрентельн и другие лица.
4 декабря 1914 года на станции Беслан Императора встретил начальник Терской области и наказной атаман Терского казачьего войска генерал-лейтенант С. Флейшер. В 10.55 Государь прибыл во Владикавказ, где на вокзале его приветствовали предводитель местного дворянства С. Бурсак, городской голова Г. Баев и почетный караул от Терского войска, Владикавказского и Полоцкого кадетских корпусов и Самарской ополченческой дружины. При обходе почетного караула Императору имели счастье представиться депутации от дворян Терской области, от города Владикавказа и других городов области, от Всероссийского земского союза, купеческого сословия, ремесленников, мастеровых и рабочих владикавказской железной дороги.
С вокзала Николай II с генерал-лейтенантом С. Флейшером отбыл в Новый Кафедральный Михаила Архангела собор на молебен. Почетный конвой следовал верхами за Царским автомобилем. При входе в собор Его Величество был встречен владикавказским епископом Антонием, произнесшим приветственное слово. Был отслужен молебен. Государь прикладывался к кавказской православной святыне - чудотворной Моздокской Иверской иконе Божией Матери и принял в подарок копию этой иконы. Осетинское духовенство преподнесло в дар Императору икону Святого Георгия Победоносца.
По окончании богослужения Император почтил своим присутствием Терский войсковой круг, который состоялся у собора. Войсковые старшины поднесли Царю хлеб-соль, и под звуки гимна и марша Терского войска Император обошел войсковой круг. Затем Николай II принял хлеб-соль также от русского крестьянского населения области и от местных горских народов. Депутация от осетин поднесла Государю 10000 рублей на нужды раненых, а от караногайцев - 5000 рублей.
Далее Государь посетил медицинские учреждения Владикавказа: лазарет при городской больнице, хирургическую лечебницу Свято-Троицкого братства, 2-й лазарет при ремесленной управе, лазарет Союза городов. В 13.55 Николай II прибыл во Владикавказский кадетский корпус и сразу направился в лазарет для раненых, открытый при корпусе. У подъезда лазарета Император изволил принять рапорт заведующего лазаретом полковника Янкова, после чего обратился с вопросом: «Есть ли тяжело раненые и на какие средства оборудован лазарет?». Войдя в помещение лазарета, Николай Александрович поздоровался с ранеными, подошел тут же к дежурным дамам, которые и были представлены Императору заведующим лазаретом: госпожи А. Российская, А. Семенова, Е. Янкова и А. Винтер. Беседуя с ранеными, Государь обратил внимание на рядового 80-го Кабардинского полка Ивана Калиничева, соизволил спросить, в скольких боях участвовал и в каком селении был ранен, после чего собственноручно передал ему Георгиевскую медаль. Попрощавшись с ранеными нижними чинами и пожелав им скорейшего выздоровления, Николай Александрович направился к выходу, где высказал свое удовлетворение и благодарность за хорошее помещение, порядок и чистоту.
Затем Его Величество в главном здании корпуса принял рапорт от вр. и.д. директора корпуса полковника Семенова и дежурного по корпусу ротного командира полковника Казанцева. Узнав, что уже есть 12 убитых офицеров, бывших кадет, Император покачал головой и выразил сочувствие. Общаясь с кадетами, Государь поинтересовался, как размещены кадеты эвакуированного Полоцкого кадетского корпуса. Посетив корпусной лазарет, Император обошел все палаты и расспрашивал каждого кадета: сколько ему лет, давно ли в лазарете, кто родители, давно ли в корпусе, чем болен? Покидая корпус, Государь расписался в книге почетных посетителей, поблагодарил полковника Семенова за хорошее состояние корпуса, прекрасный порядок и приказал распустить кадет на три дня.
В 14.20 Император отбыл из корпуса прямо на вокзал. Кадеты были выстроены на улице по пути следования Его Величества и провожали Государя восторженными, громкими криками «ура».
Перед отбытием из Владикавказа Николай II сказал: «От души благодарю терских казаков за доблестную и верную службу. Передайте мою благодарность вашим станичникам!» По железной дороге через Ростов Царь уехал в столицу. В пути Государь удостоил генерал-лейтенанта С. Флейшера телеграммой, в которой говорилось: «Поручаю Вам передать терским казакам и населению области мою сердечную благодарность за их молитвенные благожелания, с особым удовольствием вспоминаю мое, хотя и недолгое, пребывание во Владикавказе среди близких моему сердцу терских казаков».
Во все дни поездки по Кавказу Император Николай II был спокоен и приветлив. Царю было очень приятно встретить неподдельный патриотический, трогательный, сердечный прием, который встречал его повсюду - и в действующей Армии, и в Тифлисе, и в Карсе, и в славном Владикавказе.




























