Город
-
ГЕРОИ СССР
- Ахсаров
- Бзаров
- Билаонов
- Бицаев
- Бунимович
- Бутаев
- Валухов
- Гагиев
- Гагкаев
- Гончаров
- Григорьян
- Давыдов
- Дзусов
- Доев
- Калоев Г. А.
- Калоев А. А.
- Караев
- Карасев
- Карсанов
- Кесаев
- Кибизов
- Коблов
- Коняхин
- Кочиев
- Кцоев
- Ларионов
- Мамсуров
- Масленников
- Мильдзихов
- Митькин
- Мнацаканов
- Орищенко
- Остаев
- Плиев
- Сабанов
- Сагайдачный
- Тогузов
- Хетагуров
- Ходов
- Цоколаев
- Цховребов
- Чочиев
- Юльев
Масленников
Полк с боями вышел к реке Днепр и окопался на восточном берегу, как раз напротив села Пекари, что южнее города Канева. Предстояли тяжелые бои по форсированию реки, а пока полку, прошедшему сотни километров с боями, был дан короткий отдых. Солдаты наслаждались долгожданной тишиной.
Одни, расположившись поудобнее, писали письма, другие спали. И только те, кому было положено бодрствовать, стояли на страже — с автоматами и у пулеметов.
Командир взвода младший лейтенант Петр Масленников, уютно устроившись в окопе, мирно похрапывал. Ему снилась далекая Осетия, родная станица Архонская. Там он родился, провел свое детство, там застала его Великая Отечественная война, перепутавшая ему все планы... Петр мечтал о поездке на учебу, но сообщение по радио, услышанное им 22 июня 1941 года, все изменило. В тот же день паренек пришел к военкому и попросил скорее направить его на фронт... И потом каждый день навещал военкома до тех пор, пока не добился своего...
— ...Товарищ младший лейтенант,— разбудил Масленникова связной,— вас вызывает командир полка.
Сна как не бывало. Командир взвода вскочил и, вскинув на плечо автомат, побежал в штаб полка.
— Вы, младший лейтенант, недавно окончили офицерские курсы, — приглашая его сесть за столик, на котором была разложена топографическая карта, полувопросительно сказал подполковник Андреев.
— Так точно,— последовал ответ Масленникова.
— До курсов вам приходилось воевать с фашистами?
— Да, приходилось.
— Где, на каких фронтах?
Масленников коротко доложил, что был призван в армию в конце 1941 года и служил курсантом, а в августе следующего года вместе с курсантами прибыл на Марухский перевал.
Там они держали оборону. Позже Петр принял участие в освобождении знакомых ему еще по детским годам населенных пунктов Северной Осетии: Нижняя Саниба, Рассвет, Майрамадаг и др. После разгрома гитлеровцев под Орджоникидзе и Нальчиком бригада, в которой находился Масленников, приняла участие в Новороссийской операции, а в феврале 1943 года Петр был направлен на офицерские курсы в Россошь. В июле того же года обстановка на Белгородском направлении обострилась и на офицерских курсах пришлось прервать учебу. Офицеры прямо из аудиторий попали на поле боя и завершили учебу только после разгрома гитлеровцев под Белгородом.
— Я был направлен командиром пулеметного взвода в ваш полк,— закончил рассказ Петр Масленников.
— Хорошо,— сказал командир полка.— Это я знаю. Ваш взвод прекрасно действовал при освобождении Ромодана и Золотоноши. Но сейчас у меня к вам другой разговор. Командир батальона предложил мне вашу кандидатуру на выполнение весьма ответственной задачи.
Командир полка склонился над картой, попросив Масленникова подойти ближе к столу.
— Здесь очень напряженная обстановка,— указав кончиком массивного цветного карандаша на реку Днепр, сказал командир полка.
Командир взвода стал рассматривать карту с нанесенной тактической обстановкой'. За Днепром он заметил отмеченные синим карандашом позиции вражеских войск: траншеи, пулеметные ячейки, несколько подальше от реки — минометные и артиллерийские позиции.
— Обратите внимание вот на эту высоту,— повел карандашом командир полка.
— Я сегодня несколько раз всматривался в эту высоту, — вспомнил Петр,— там заметно большое движение, чувствуется, что враг подготовил ее к обороне.
— А вы наблюдательны,— одобрительно отозвался командир полка.— Ваша задача будет заключаться в следующем: сегодня же с наступлением темноты со своим взводом вам надлежит переправиться на тот берег, атаковать врага, овладеть высотой и удерживать ее до тех пор, пока не переправятся и не подойдут к вам главные силы полка. Ясна задача?
— Ясна,— ответил командир взвода.
— Желаю успеха. О начале переправы доложите по телефону. Завладев высотой, дайте две красные ракеты. Учтите: успех вашего взвода обеспечит успех не только полка, но и всей дивизии.
— Будет выполнено,— ответил командир взвода.
— Верю,— на прощание сказал командир полка,— действуйте так же быстро и умело, как при форсировании реки Псел. Только учтите, что Псел не Днепр. Здесь будет значительно труднее.
Задача была нелегкой. Но Петр Владимирович верил в свой взвод, верил в свои силы. А вера в свои силы на фронте — это уже почти победа.
Ночь на 29 сентября 1943 года выдалась темная. Бойцы Масленникова на руках поднесли рыбацкие деревянные и надувные резиновые лодки к могучему Днепру и спустили их с пологого берега на поверхность воды. На лодки погрузили два станковых и четыре ручных пулемета. Каждый боец вооружился автоматом, противотанковыми гранатами, дымовыми шашками и суточным запасом сухого пайка.
— Отчаливаю от своего берега! — доложил командир взвода по телефону командиру полка.
— Тот берег тоже свой,— полушутя ответил командир полка.— Действуйте осторожно, но смело. Поддержка вашей переправы обеспечивается всей артиллерией.
Петр Масленников последним спрыгнул в лодку и взвод отправился в опасный путь.
На случай обнаружения десанта противником, вся артиллерия полка и дивизии была готова к открытию огня по заранее засеченным огневым точкам врага. Но пока взвод не нуждается в артиллерийской поддержке. Лодка командира взвода впереди. Командир пристально всматривается туда, где должен быть вражеский берег, но его пока не видно. Кругом стоит тишина. Ее лишь изредка нарушает легкий и осторожный плеск воды.
Нервы у Петра были напряжены до предела. «Как у бегуна на марафонской дистанции»,— усмехнулся Масленников. И в самом деле, он чувствовал чертовскую усталость всего организма, которую испытывает бегун на финише, когда он силой воли весь собирается в комок энергии и мускулов, чтобы достичь заветной цели — успешно финишировать. Все мысли Масленникова были направлены на одно: не подкачать, выполнить эту ответственную задачу. И он с облегчением вздохнул, когда, наконец, в ночной тьме возникли неровные очертания западного берега Днепра.
Командир взвода первым вступил на берег и начал подавать световые сигналы «ко мне». Вот уже весь десант на этом берегу. Один из труднейших этапов задачи — позади. Пора действовать. Скоро наступит рассвет, враг заметит их, а ведь соотношение сил не в пользу советских бойцов. Петр Масленников установил наблюдение за окопами и огневыми точками противника, приказал выдвинуть пулеметы на бугорок и быть готовыми к открытию огня.
— Внезапность — наш союзник,— сказал Масленников и объяснил командирам отделений задачу.— До наступления рассвета мы должны внезапно атаковать противника и захватить первую линию обороны. Сразу же после овладения первой линией окопов будем атаковать высоту — ключевую позицию обороны противника.
Определив направление и объект атаки каждому отделению,, командир взвода сам ползком двинулся вперед в центре боевых порядков взвода. Широким фронтом взвод приблизился к вражеским окопам. До немцев осталось около двадцати метров. Уже слышны их разговоры в окопах. И вдруг в небо взвилась осветительная ракета врага. Она осветила местность. Это оказалось на руку советским солдатам, враг стал виден, как на ладони.
— В атаку! — скомандовал Масленников.
В окопы полетели гранаты, ив тот же миг бойцы ринулись вперед. Внезапные разрывы гранат вызвали панику у врага. Полусонные, оторопевшие, они выскакивали из блиндажей беспорядочно, неорганизованно. Автоматные очереди советских воинов косили их. Уцелевшая пехота врага кинулась бежать. Но станковые и ручные пулеметы смельчаков открыли стрельбу по отступающим гитлеровцам.
За линией окопов находились огневые позиции четырех вражеских орудий. Заметив их, Масленников бросил дымовую шашку, его примеру последовали и остальные солдаты. Артиллеристы бежали в панике. Четыре орудия оказались в руках смельчаков, и тут же их дула были повернуты на запад. Гитлеровские орудия скороговоркой захлопали, посылая снаряд за снарядом вслед фашистам.
Противник был ошеломлен. Не разобравшись в чем дело, гитлеровцы решили, что через реку перебрались не только автоматчики и пулеметчики, но и советские артиллеристы. К тому же взрывы противопехотных и противотанковых гранат и действие дымовых шашек создавали впечатление большого численного превосходства советских войск,
— Пулеметам занять позиции за линией окопов, а артиллерии открыть огонь по высоте! — приказал Масленников.
Пулеметы и противотанковые орудия продвигались к высоте... К рассвету высота была полностью очищена от противника.
Дымное, грязное небо прочертили два красных светляка — ракеты.
— Молодец, молодец Масленников! — возбужденно говорил командир полка, подавая сигнал о начале форсирования Днепра главными силами.
Потеря противником прибрежной части Днепра и господствующей над ближайшей местностью высоты лишила его возможности наблюдать за тем, что творится на данном участке обороны. Теперь полк мог беспрепятственно переправляться на западный берег.
Но противник не захотел мириться с потерей высоты. Разгорелись жаркие схватки. Вот что рассказывается в документе, подписанном подполковником Андреевым и командиром 218-й стрелковой дивизии полковником С. Ф. Скляровым:
«30 сентября 1943 года гитлеровцы бросили в контратаку большие силы и, обтекая высоту, угрожали окружением взводу Масленникова, но Масленников не дрогнул, он занял круговую оборону и рассеял гитлеровцев. В этом бою сам командир взвода уничтожил 12 гитлеровцев.
За проявленное мужество и стойкость на правом берегу Днепра младший лейтенант Масленников достоин представления к званию Героя Советского Союза». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года отважному воину было присвоено это почетное звание.
Героя сердечно поздравляли однополчане, друзья и земляки. Дивизионная и армейская газеты посвятили полосы подвигу Масленникова.
«Высокое звание меня обязывает еще сильнее громить гитлеровских разбойников,— писал растроганный наградой Петр в письме к матери Ефросинье Павловне.— Я должен еще с боль-
шей энергией драться с гитлеровцами, мстить за все их злодеяния».
И он мстил.
Лейтенант Петр Масленников участвовал в освобождении от гитлеровского ига Правобережной Украины, братских народов Польши и Чехословакии, штурмовал логово германского фашизма — Берлин. В этой последней битве с фашизмом за личное мужество и отвагу, за умелое руководство боями пулеметной роты гвардии старший лейтенант Масленников награждается орденом .Красного Знамени.
После победы над фашистской Германией Петр Владимирович Масленников вернулся на родину — в родную станицу Архонскую.

